Главная » Статьи » Все статьи

Дрессировка. Основные команды.

Приучения к Лотку
Все мы любим наших четырех-лапых друзей. И знаем, что пока малыш не вакцинирован, гулять ему по улице нельзя. Приходится городскому жителю приучать его к туалету дома в разрешенном месте.


Очень удачно, если щенка уже научили собака-мама или заводчик ходить на 
пеленку, газетку, или в лоток. Тогда новому владельцу остается лишь 
подсмотреть, где в первый день предпочтет устроить туалет малыш и сразу 
положить в это место пеленку. Далее нужно будет внимательно следить за 
поведением щенка. Щенок, как правило, ходит в туалет после сна, еды и
игр. Когда он начинает крутиться в поисках места, чтобы присесть - 
аккуратно отнесите его в лоток. Когда он сделает свои дела, радостно 
похвалите его и угостите вкусненьким.


Если малыш заиграется и сделает лужицу в неположенном месте, не нужно 
его ругать, он мал и казусы могут повторяться даже после того, как он 
начнет гулять на улице. Тем более если и Вы настолько увлеклись 
совместной игрой, что забыли отнести его на пеленку. Важно помнить, что 
у наших питомцев так же как и у нас могут возникать психосоматические 
заболевания (или серьезные патологии поведения), а как известно причины 
их возникновения закладываются в детстве, и именно тогда формируется 
его психологический профиль. Таким образом, чем с большим пониманием и 
любовью вы будете относиться к малышу, тем легче будет идти процесс
воспитания в юности, а главное, тем больше он подарит вам светлых 
чувств в течении жизни. 


Не нужно прерывать деликатный процесс, если он уже начался, приучите 
себя постоянно держать щенка в поле зрения, каждый раз проверяя, для 
чего малыш вышел из комнаты. Заодно это поможет спасти случайно забытые 
вещи от острых зубов юного исследователя. 


И уж совсем плохо, когда собаку ругают за лужицы и кучки через 
несколько часов после содеянного. Щенок не сможет понять, что именно 
рассердило владельца, максимум: он сможет связать гнев хозяина с 
наличием кучки, но изменить функционирование организма не в его силах, 
поэтому бедный малыш начнет убирать единственным доступным ему 
способом: съедать, это одна из причин возникновения известной многим 
болезни – капрофагия, которая очень трудно поддается корректировке. 
Отучение от этой привычки потребует от хозяина серьезных усилий.


Если щенок не был приучен к туалету заводчиком, тогда нужно застелить 
поверхность пола газетами или пеленками. Через некоторое время пеленки 
нужно оставить только в излюбленных местах, постепенно сокращая их
площадь и количество. Может получиться так, что щенок ходит в туалет 
сразу после еды, и пеленка, таким образом, оказывается посреди кухни. 
Придется несколько дней потерпеть это соседство, сдвигая пеленку на 
несколько см в желаемую сторону.


Через несколько недель вынужденного затворничества щенок начинает
гулять. Очень часто, помня о том, где правильно сходить в туалет, 
малыш, погуляв, исправно несет все домой, чтобы сходить на пеленку. 
Ничего страшного. С ним нужно подольше погулять, чтобы все-таки он 
сделал свои дела на улице. Можно дать ему обнюхать чужие кучки, чтобы 
он понял, что на улице тоже можно ходить в туалет. В то время, когда 
малыш только приучается к туалету на улице, его нужно каждый раз, когда 
ему удается все сделать правильно, бурно хвалить и награждать 
вкусненьким кусочком. Энтузиазм, с которым Вы встречаете конечный 
продукт его пищеварения, должен сравниться с радостью футбольных 
фанатов, когда любимая команда забивает гол.


Удачи, терпения и взаимной любви! 


Команда Сидеть 
Навык этот необходим потому, что положение сидя является исходным 
для отработки многих навыков, входит в ряд других, более сложных, и 
часто используется при работе собаки.

   Условными раздражителями при выработке этого навыка являются 
команда «Сидеть!» и жест — быстрое поднимание правой руки вперед 
немного выше уровня плеча (ладонь вперед). Безусловные раздражители — 
лакомство, нажим на круп и легкий рывок поводком. Выработку навыка 
начинают после первоначальной отработки приемов по команде «Рядом!» и 
«Ко мне!». Навык можно вырабатывать двумя способами: 1) 
вкусо-поощрительным (при помощи лакомства); 2) контрастным (при помощи 
нажима на круп собаки и рывка поводком с последующим поощрением 
лакомством). Выбор способа зависит от индивидуальных особенностей 
собаки. Так, 1-й способ чаще применяется при дрессировке молодых собак, 
собак с преобладающей пищевой реакцией, чрезмерно злобных собак (из 
опасения покусов при нажиме на круп и рывке поводком). Обычно же 
применяется 2-й способ, так как выработанный навык в этом случае 
оказывается более стойким.

   1-й способ. Собака находится на коротком поводке, дрессировщик 
держит его в левой руке в 20—25 см от ошейника. В правую руку 
дрессировщик берет лакомство и становится справа от собаки. Произнеся 
ее кличку, он после небольшой паузы подает команду «Сидеть!» в 
приказной интонации, подносит руку с лакомством к морде собаки, давая 
его обнюхать, а затем плавно поднимает руку над головой собаки и 
отводит несколько назад по направлению к холке. Собака, пытаясь достать 
лакомство, поднимает голову, тянется за ним, а так как поводок 
удерживает ее от прыжка, то она запрокидывает голову и начинает 
садиться. Увидев, что собака начала садиться, дрессировщик вновь подает 
команду «Сидеть!» и, как только собака сядет, немедленно поощряет ее 
лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

   2-й способ. Собака стоит около левой ноги дрессировщика на 
коротком поводке. Дрессировщик поворачивается к ней вполоборота, 
отставляет на полшага левую ногу .и берет поводок в правую руку в 10—15 
см от ошейника. Подав в приказной интонации команду «Сидеть!», он 
накладывает на область между поясницей и крупом левую руку (ладонью 
вниз, большим пальцем к себе) и нажимает на нее, принуждая собаку 
сесть. Одновременно правой рукой он натягивает поводок вверх и назад.

   Как только собака сядет, дрессировщик, повторив команду «Сидеть!», 
поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». 
Подержав собаку в положении сидя 5—10 секунд, дрессировщик дает команду 
«Гуляй!», а затем через 3—5 минут повторяет упражнение.

  

 

После того как у собаки выработается первоначальный навык на 
команду, упражнение усложняют — начинают приучать собаку садиться не 
рядом с дрессировщиком, а на расстоянии от него. Для этого дрессировщик 
становится перед собакой лицом к ней и заставляет ее сесть по команде. 
Постепенно расстояние между дрессировщиком и собакой увеличивается и 
доводится до 15 м. При этом дрессировщик должен внимательно следить за 
поведением собаки, а для этого отходить от нее вначале пятясь и лишь 
позднее обычным образом. Если при отходе дрессировщика собака пытается 
встать и идти за ним, то громко и в угрожающей интонации немедленно 
подается команда «Сидеть!». В том случае, если собака все же встала и 
идет к дрессировщику, к ней быстро подходят, подают в резкой, 
угрожающей интонации команду «Сидеть!», усаживают на прежнее место и 
подкрепляют команду нажимом на спину и рывком поводка. Одновременно с 
увеличением отхода дрессировщика увеличивают и время выдержки собаки в 
сидячем положении и доводят его до 5 минут.

   Затем отрабатывают посадку собаки по жесту. Для этого 
дрессировщик, отойдя от стоящей собаки на 2—3 шага, подает жест, 
сопровождая его командой «Сидеть!» Постепенно подача команды после 
жеста все больше задерживается, и, «наконец, команда применяется лишь 
тогда, когда собака не садится только по одному жесту. Посадка собаки
по жесту закрепляется лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!».

   У некоторых собак выработка навыка посадки по жесту проходит 
трудно. В этом случае поступают так. Дрессировщик отходит от стоящей 
собаки на два шага, предварительно повернув ошейник с прикрепленным 
коротким поводком кольцом вниз, и поворачивается лицом к ней. Взяв 
поводок в левую руку и слегка натянув его, он движением правой руки 
снизу вверх, как и при подаче жеста, ударяет по поводку, одновременно
подавая команду «Сидеть!». После секундной выдержки правую руку 
опускают, делают шаг вперед и собаку поощряют.

   Для  упрочения  навыка  посадки   его  совершенствования   надо 
использовать следующие усложнения: дрессировщику отходить от   сидящей 
собаки в разные стороны на расстояния до 15—20 м; довести время 
выдержки собаки в сидячем положении до 5—8 минут; отходить от собаки в 
различных темпах (шагом, бегом); подавать команду «Сидеть!» или жест 
при различных положениях собаки (когда она стоит, лежит, движется); 
увеличивать количество и силу различных отвлекающих раздражителей. При 
этом необходимо внимательно следить за правильным положением собаки при 
посадке (положение крупа, лап и др.). Все эти элементы осложнения 
вначале вводятся при работе собаки на поводке.

   Навык считается выработанным, если собака четко, быстро и безотказно 
из любого положения и при любых условиях садится но первой команде или 
жесту дрессировщика, находясь от него на удалении до 15 м, и сохраняет 
это положение до последующей команды с выдержкой до 5 минут.

  

 

 

При отработке этого приема возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  - Неумелое   пользование удлиненным   поводком   при   отходах от собаки (причинение ей боли);

- Неумение  учитывать  тип   поведения  собаки,   особенно   при отработке выдержки;

- Несвоевременное исправление ошибок  в  положении,  принятом собакой при посадке


3. Команда "стоять".

В целом ряде случаев необходимо, чтобы собака довольно продолжительное время стояла, не 
заваливая и не опуская корпус своего тела (чистка собаки, ветеренарный осмотр, выставка и т. п.).

1. Для этого дрессировщик, держа левой рукой под животом собаки, приводит ее в положение 
стоя, давая команду "стой". Правая рука подергивает поводок кверху.

2. Как только собака будет стоять, дрессировщик

начинает ласково гладить собаку, давая ту же команду с ласковой интонацией. При всех попытках 
посадки дрессировщик усиленным принуждением переводит снова собаку на стойку. В первые 
дни занятий не нужно требовать от собаки длительного стояния, ограничиваясь 25-60 секундами. 4. Подача голоса

В различных случаях работы от собаки требуется, чтобы она голосом (лаем) давала знать 
дрессировщику о том или ином явлении, в зависимости от назначения собаки. Очень часто 
подача голоса является и вспомогательным приемом для более сложных разработок. Нужно прежде 
всего научить собаку давать голос по команде дрессировщика, т.е. связать команду с действием. 
Затем можно уже перейти к подаче голоса на расстоянии, а впоследствии приучить собаку 
давать голос без команды.

Технические приемы, вызывающие голос у собаки, разделяются на следующие: возбуждение на 
злость, возбуждение на лакомство, возбуждение путем использования стремления собаки к 
хозяину, возбуждение путем развития сторожевых инстинктов.

1. В первом случае собака привязывается. Дрессировщик, имея лакомство (кусочки мяса), 
стоит рядом, несколько позади нее; помощник дрессировщика, приблизившись к собаке на пять-шесть 
шагов, топает ногами или различными другими движениями возбуждает собаку. В подавляющем 
большинстве случаев нормальная собака делает попытку к нападению и разражается лаем. В 
первый же момент лая помощник дрессировщика прекращает возбуждение, а дрессировщик подает 
команду "голос" и поощряет собаку поглаживанием и лакомством. При попытках собаки 
броситься ее удерживают. Этот опыт нужно поставить так, чтобы собака могла понять, что 
команда голос не зовет ее к нападению.

В последующей разработке возбуждающие движения помощника дрессировщика должны быть все 
слабее и слабее. Впоследствии он совершенно не участвует в разработке приема, и возбуждения 
идут только от дрессировщика. Если собака уже знает команду фас, то в данной разработке 
можно первые два-три дня давать ей команду фас-голос, после чего слово "фас" 
должно отпасть.

2. Во втором случае (вызов голоса на лакомство) дрессировщик уходит с собакой в поле и, 
усадив ее, наступает ногой на лежащий на земле поводок так, чтобы собака не могла подпрыгнуть. 
Затем он вынимает из кармана кусочек мяса и дразнит им собаку, поднося и снова отводя 
его от ее носа. В первые моменты собака прыгает, стараясь схватить кусочек (особенно, 
если она не кормлена). После ряда безуспешных попыток ее возбуждение растет, и она начинает 
лаять или визжать (последнее очень скоро переходит в лай). В тот момент, когда она даст 
голос или позыв на голос, звучит команда голос, хорошо, голос - рука приближается к морде, 
и собака получает кусок мяса, а дрессировщик гладит собаку. Обычно собака быстро усваивает, 
что на команду голос нужно залаять, после чего она и получит лакомство.

После 6-7 раз дрессировщик должен произвести следующий опыт: дать команду голос ранее, 
нежели будет показано лакомство.

3. Дача голоса может быть вызвана и следующим приемом. Дрессировщик в уединенном месте 
привязывает собаку к дереву и начинает уходить. Собака в таких случаях обычно рвется к 
хозяину и лает. В тот же момент подается команда голос, после чего дрессировщик возвращается 
и отвязывает собаку.

4. Наконец, на практике достаточно проверен и такой удачный подход к приему: собака с 
дрессировщиком находится в комнате, дверь закрыта, помощник дрессировщика производит за 
дверью шорох, возбуждающий собаку. Затем шорохи приближаются к двери, возбуждение собаки 
растет, причем дрессировщик усиливает это возбуждение влиянием и командой со своей стороны. 
Наконец, помощник подходит к двери, начинает возиться с ключом и стучать в дверь (тихо). 
Возбуждение собаки, дойдя до предела, обычно разряжается лаем; немедленно снова подается 
команда голос, хорошо, голос, следует поглаживание собаки и всякое возбуждение за дверью 
прекращается, собака успокаивается и отводится от двери. Затем прием повторяется.

Когда связь команды с действием установится, обходятся без дачи лакомства, ограничиваясь 
только лаской и поглаживанием собаки. Однако, занимаясь с собакой, уже дающей голос по 
команде, нужно все-таки поощрять ее, давая ей лакомство, а также вызывать ее голос на 
стук или путем влияния видимого помощника.

5. Как на одно из полезных средств, вызывающих голос, можно указать и на принцип перенимания: 
собаку, не дающую голос, сажают рядом с хорошо дающей голос собакой, заставляя последнюю 
лаять по команде и вознаграждая ее лакомством после лая. Такой наглядный пример приводит 
часто к хорошим результатам. Можно также добиться подачи голоса в часы кормления, подходя 
к клетке с пищей. Можно также при выводе собаки на прогулку, подходя вплотную к клетке, 
внезапно повернуться и начать уходить. Указанный прием обычно вызывает голос, но не рекомендуется 
в питомнике с массовым размещением собак.

6. Этот же прием в некоторых случаях разрабатывается несколько своеобразно: дрессировщик, 
наклоняясь перед сидящей собакой и держа ее коротко левой рукой за поводок, правой быстро 
машет перед ее мордой, беспрестанно требуя голос. В конце концов, собака возбуждается 
и в некоторых случаях дает голос, после чего махание рукой прекращается, и собака получает 
лакомство. После ряда последовательных упражнений собака "привыкает" и "осознает", 
что раздражающее ее махание и звуки голос прекратятся, как только она залает и, чтобы 
избежать неприятного раздражения, она дает голос. В данном случае разработка приема построена 
на принципе от обратного, где сама команда является возбудителем, т. е. непосредственным 
раздражителем, являясь в то же время и замещающим сигналом.

7. В тех случаях, когда собака, несмотря на ряд раздражителей, не дает голоса, можно рекомендовать 
акцентировку (усиление) раздражителей, например, занимаясь в сумерки, производить соответствующие 
таинственно-тревожные шорохи в кустах, сопровождая их командой голос. Это бесспорно способствует 
лаю нормально развитой собаки.

8. Для вызова голоса (лая) можно использовать поддразнивание привязанной к дереву или 
забору собаки на апорт, а затем бросок его. Невозможность броситься за апортом обычно 
вызывает лай собаки (нервное напряжение и разряд), сопровождаемый командой, после чего 
собаку отвязывают и посылают за апортом.

9. Можно подвешивать апорт на дерево; невозможность достать его вызывает лай после чего 
дрессировщик сам достает апорт и дает его собаке. Если это упражнение периодически повторять, 
то у собаки будет воспитана привычка искать предметы не только внизу, на земле, но и наверху.

10. Все указанные выше способы имеют своей целью вызвать подачу голоса и связать ее с 
командой, дабы собака по команде начинала облаивание. Как только это будет достигнуто 
и связь команды с действием (лаем) будет у собаки прочно закреплена, начинается шлифовка 
приема, заключающаяся в установлении связи с жестом, требующим голос, и в подаче голоса 
на расстоянии. Для этого дрессировщик выбирает наиболее удобный для него жест и постоянно 
применяет его при требовании голоса. Время от времени, пробуя наступление связи, т.е. 
производя жест вначале, до команды, дрессировщик попутно с этим начинает, усадив собаку, 
отходить от нее на небольшое расстояние (спиной вперед), требуя подачи голоса. При неисполнении 
дрессировщик возвращается к собаке и, в целях принуждения, применяет сухой короткий рывок, 
настойчиво требуя голос в несколько повышенной интонации. Но здесь нужно учесть, что собака, 
видя ваш подход и слыша повышенные "интонации может сойти с места.

11. Чересчур частое требование голоса утруждает собаку, а потому и не рекомендуется требовать 
его более 3-4 раз во время одного урока; как только собака начинает давать голос на расстоянии, 
последнее увеличивается все больше и больше и только после того, как подача голоса по 
команде или жесту станет для собаки обязательной и она будет выполнять это без малейшей 
задержки, находясь на любом расстоянии и в любом положении по отношению к дрессировщику, 
можно начать подходить к разработке сложных приемов, т.е. подачи голоса перед найденными 
людьми и предметами или перед закрытыми дверями.

Это обычно достигается тем, что при всех встретившихся закрытых дверях дрессировщик настойчиво 
требует голос, после чего дает лакомство и отворяет дверь, пропуская собаку.

12. Нужно дрессировать собаку на подачу голоса и перед найденными людьми. Начинать эту 
работу следует в тот период, когда собака приучается к обыскиванию местности. Дрессировщик 
должен сдерживать собаку от бросков на спокойно лежащего или стоящего человека, требуя 
лишь голоса. В первые дни допускается и некоторое возбуждающее влияние, исходящее от найденного 
человека. Самым трудным, бесспорно, является обучение подачи голоса перед найденным предметом. 
Трудным потому, что собака обычно апортирует найденные вещи. Поэтому с первых же дней 
надо приучать собаку не поднимать найденные вещи, а только облаивать их. Занятия следует 
производить на поводке, предостерегая рывком всякую попытку схватить лежащий предмет. 
Во всех таких случаях дрессировщик должен настойчиво требовать подачи голоса, усаживая 
собаку, произнося поощрительные интонации. При всех попытках взять вещь следует окрик 
фу и рывок, после чего сейчас же звучит команда голос и при исполнении дается поощрение 
и лакомство.
Команда "Ко мне"
Команда "Ко мне" начинает отрабатываться, когда щенок хорошо усвоил 
свою кличку. Эта команда чрезвычайно важна. На прогулках, как бы далеко 
не убежал ваш щенок, куда бы ни запропастился, какая бы беда ему ни 
угрожала, команда "Ко мне" должна заставить его немедленно приблизиться 
к вам. Отработка этой команды требует от хозяина предельного внимания, 
терпения, ласки и настойчивости. Для щенка команда "Ко мне" должна быть 
связана со всякими приятными вещами - общением с любимым хозяином, 
лаской, кормежкой или просто вкусностью. Утром, когда щенок проснулся и его пора кормить, возьмите миску с 
завтраком в руки и обратите на себя внимание щенка, позвав его по 
имени. Когда щенок обратит на вас свое высочайшее внимание, ласково 
позовите "Джерри, ко мне" и вместе с этим поставьте миску на место, 
отведенное для еды. Когда собака направится к еде, повторите ласково 
"Ко мне" и при этом старайтесь заинтересовать пса кормом. Когда щенок 
подошел к миске, повторите "Ко мне" и дайте ему корм.

 

 

В дальнейшем, при каждом кормлении подавайте команду "Ко мне". 
Отдавайте миску с едой только тогда, когда щенок приблизится к вам по 
вашей команде. Первое время имеет смысл подавать команду "Ко мне" 
вместе с именем щенка, затем постепенно переходить к одной команде "Ко 
мне". Однако проведения таких занятий только во время кормления 
недостаточно для усвоения команды. В перерывах между кормежкой, когда 
щенок не увлекся каким-нибудь занятием, когда он недалеко от вас и, еще 
лучше, следит за вами, надо ласково позвать его по имени и весело 
подать команду "Ко мне". При этом можно призывно похлопать себя по ноге 
или около себя по полу. Если щенок не подойдет или будет подходить 
вяло, повторите команду громче и покажите ему его любимую вкусность. 
Если же и это не поможет, начните быстро отодвигаться от щенка, подавая 
команду "Джерри, ко мне". Когда собака наконец подойдет к вам, поощрите 
ее лакомством и похвалите "Хорошо ко мне! Ай, молодец!". Подобные упражнения должны проводится каждый день до тех пор, пока 
собака не усвоит команду. В дальнейшем эта команда подается по мере
необходимости, но ее выполнение обязательно надо поощрять похвалой и 
иногда лакомством. Если же вопреки вашим стараниям щенок не выполняет 
команду, и вы чувствуете, что занятие начинает ему надоедать и он 
устал, немедленно прекратите воспитательный процесс, займите щенка
игрой или выведите на прогулку - одним словом, отвлеките его. После 
отдыха выберите минутку, когда он свободен от своих дел и развлечений, 
и энергично и весело подайте команду "Ко мне" . Подбежавшего щенка 
погладьте и угостите вкусностью. Подобные упражнения должны проводится 
каждый день до тех пор, пока собака не усвоит команду. Команда "Ко мне" требует безоговорочного выполнения, и лучше совсем 
не подавать команду, чем подать, но не добиться выполнения. Поэтому 
избегайте подавать команду "Ко мне", когда щенок чем-то занят и может не 
обратить на вас должного внимания. Приучения Щенка к Поводку и ошейнику 
Ошейник 

Приучение к ошейнику и поводку начинают с двух месяцев. Ношение ошейника для щенка неестественно. Он раздражает его, щенок пытается «счесать» его задней ногой. 
Необходимо отвлечь малыша от нежелательного действия игрой или лакомством. 
Еще лучше одевать ошейник перед прогулкой. Такой подход закрепляет в сознании собаки сигнал к получению последующего удовольствия. Со временем малыш сам будет подставлять голову для одевания ошейника Поводок 
Несколько труднее приучить щенка к поводку. Натянутый поводок, ограничивая свободу, пугает молодую собаку. Щенок начинает упрямиться и сопротивляться, упираясь всеми четырьмя лапами, вплоть до того, что ложится плашмя, раскинув ноги в разные стороны, стараясь, хотя бы своей массой, не дать себя увлечь в сторону натянутого поводка. Лучший способ избежать такого сопротивления и, как следствие, закрепления боязни перед поводком - это постепенное приучение к нему. В первые дни, пристегнув поводок, лучше, чтобы не щенок шел за вами, а вы двигались за щенком, не давая поводку сильно натягиваться. Периодически, заигравшись, щенок будет чувствовать натяжение поводка, но это не напугает его так, как если бы вы, одев поводок, потащили щенка за собой. 
В течение короткого времени, малыш привыкнет к ощущению «привязи», и будет охотно подаваться за натянутым поводком, особенно, если вы увлечете его игрой, или будете ласково подзывать его во время прогулки. 
Не стоит держать щенка на поводке постоянно. Надо давать ему возможность набегаться вволю. Но, для выработки послушания, хотя бы периодически, подзывая щенка, необходимо пристегнуть поводок и так немного пройтись с собакой. Затем щенка можно снова отпустить на свободу. 
Такой метод позволяет собаке избежать закрепления неприятного ощущения несвободы и она спокойно будет подходить к вам, разрешая пристегнуть поводок. Но самое главное - чем больше Вы будете просто общаться со щенком, чем больше внимания и ласки будете ему уделять, тем крепче будут связывающие вас обоих узы взаимоотношений и дружбы, тем более полной будет отдача от щенка, тем больше радости он Вам принесет просто самим фактом своего существования.

 



Категория: Все статьи | Добавил: Admin (16.12.2011)
Просмотров: 1900 | Комментарии: 2 | Теги: Дрессировка собак, как дрессировать лабрадора., лабрадоры | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 1
1 Гость  
0
Спасибо! Хорошая статья. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Авторизация

Здравствуйте: Гость Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте (исчезнет рекламный блок в верхнем правом углу)

Категории раздела

Все статьи [5]
Смешное [1]
Кормление собак [3]

Поиск

Наш опрос

Чем кормите своего питомца?
 
Всего ответов: 18

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0